четверг, 2 июня 2016 г.

Об отношениях родителей и их детей, детей и их родителей


По роду своей деятельности мне случается оказывать также помощь, которая не связана напрямую с беременностью, родами и вопросами грудного вскармливания и малышей. Бывает даже, что люди обращаются ко мне не сколько за знаниями, но больше даже за утверждением в том, что они идут правильным путём.
Поступать шаблонно – рожать, возлагая ответственность на врачей, кормить, как получится, переходя на смеси и смиряться с тем, что молоко «пропало», отдавать по звонку в сад, даже сидя дома, вести в школу, которая удобна, но не нравится – это самые простые решения, которые не вызывают возмущения у окружающих. Я бы даже сказала так – зачастую это не решения, а банальное следование общепринятому. А вот те, кто начинает задумываться, познавать и осознавать – это уже люди, которые выделяются и вызывают возмущения на свою голову – и вроде бы чуют, что идут хорошей дорогой, устраивающей их и ребенка, но окружению не по нраву – вот и ищут подобных, кто может поддержать утвердить в их нормальности что ли даже.
И ладно, шла бы речь о простых прохожих, которые мимоходом осуждают, это было бы не беда. Больше всего огорчает и наводит смуту мнение близкого окружения, не готового принимать инакомыслие родных. Родители, на поддержку которых нам хотелось бы опираться в любой ситуации, зачастую не готовы одобрять наши решения и поддерживать их.
Признаться честно – я и сама, будучи взрослым человеком, имеющим троих детей, до сих пор прохожу этот путь. Путь, на котором я беру на себя полностью ответственность за свои решения, поскольку каждое из них принимаю после досконального изучения всех «за» и «против». Мне говорят – «в три года надо в садик» - а я ищу, что такое три года и почему надо, если не вижу в этом необходимости и вижу множество сопутствующих неудобств. Мне говорят – «надо грудничкам воду» - а я ищу информацию, хоть и понимая интуитивно, и разбираюсь в вопросе до молекулярного уровня – не для доказательств окружающим, а чтобы самой чётко понимать правильность своего решения и быть твёрдой в нём.  
И тут дело даже не в отношениях родитель – ребёнок, хотя и это тоже имеет значение. Здесь больше речь об ответственности: на моём примере – либо я беру её на себя, и последствия тоже разгребаю сама. Либо вариант «хорошо, как скажете» - только тогда уже это не по душе и не совсем моё решение, а подсказывающий на себя в случае чего ответственность за последствия не возьмёт.

Я уже упоминала и писала в блоге о Технологии ОбразногоТворения – её авторы великолепно просто дают понимания ключевых понятий, на которые можно опираться в своей жизни. Ответственность – либо осознаём её, действуем по своему усмотрению. Либо нет – и живём неосознанно, испытывая неудобства. При этом о том же упомянутом  оформлении в сад или водичке решения тоже могут быть осознанными, конечно же. Это факт – лично я уважаю любое мнение, даже кардинально противоположное моему – если очевидно, что человек изучил вопрос и имеет истинно своё мнение, а не опирается на факт, вскользь замеченный в паре статей или по ТВ. Честность – которая вовсю обнаруживается на страничках в соцсетях, где репосты о здоровом питании, о том, как выстраивают в строй детей в школах – люди задумываются об этом, но сколько тех, кто честно берёт ответственность и не ведёт ребёнка в ближайшую школу? Легче закрыть глаза, приглушить голос сердца и поступить проще, не вызывая возмущений.
ОШО писал: «….Ты должен убить своих родителей, ты должен убить своих учителей, ты должен убить своих лидеров. Все они толпятся у тебя внутри, и они не позволяют тебе стать взрослым человеком – они заставляют тебя оставаться ребенком.… …..Но люди просто старятся, никогда не становясь взрослыми.». Кощунственная мысль, но справедливая. Слушая голос родителей внутри своей головы, мы осторожничаем, не выходим за рамки, и не достигаем успеха. Кто успешен? Тот, кто хотя бы раз поступил вопреки, перешагнул грани позволенного ему. И этой статьёй я бы хотела не только поддержать сегодняшних взрослых – начинающих родителей, но и дать шанс будущим взрослым. Я сама работаю над собой в этом русле и прошу задуматься вас – чего мы желаем своим детям? Если большей свободы и честности, ответственности и чувствования себя – то нам стоит стараться поменьше звучать в их головах.
Эта тонкая грань между предостережениями и категорическими запретами очень важна – и меня радует, что современные медийные психологи озвучивают это. Недавно я просмотрела несколько вебинаров Дмитрия Карпачёва – и была приятно удивлена его взглядами. Упрямый ребёнок – это неудобный ребёнок для родителей. Ломая его, делая удобным, мы взращиваем человека, не берущего на себя принятие решений – очень удобного для работодателей и государств. Самостоятельно не решится творить, достигать успеха, строить бизнес… без исключений нет правил, это так – но чаще всё происходит по этой схеме. Сломанный человек живёт, работает, платит налоги, заводит вредные привычки… Упрямый взрослый – который может получиться из несломленного ребёнка – это человек, достигающий успеха и идущий своим счастливым путём.
Возвращаемся к отношениям родитель-ребёнок. Не знаю, как получится у меня – учусь и настраиваюсь, благодарю своих родителей за то, что они могут воспринимать меня взрослой (смешно-то как звучит!), но вижу сплошь и рядом мам, которые чувствуют себя детьми – и всё. Они не могут принять своё решение, потому, что… а маме так не понравится. И живут, чтобы маме нравилось – с грустью и слезами в уголках глаз, не своей жизнью. Не выстроены нормально отношения, к сожалению, в культуре нашей постсоветской есть это – женщины-мамы кладут свою жизнь на алтарь чего-то там ради ребёнка, а потом предъявляют «да я ради тебя, а ты ……!». До сих пор можно найти такие примеры – мам, которые не могут себя реализовать в чём-то ином, им интереснее жить жизнью детей, которые и не взрослеют благодаря такой гиперопеке и гипервмешательству. Однажды в поезде я наблюдала такого шестидесятилетнего ребёнка… женщина ехала с мамой и своей внучкой лет десяти. И выслушивала от мамы указания на каждое своё действие))). Яснее и доступнее о проблемах перегибов в книге Анатолия Некрасова «Материнскаялюбовь» - рекомендую, мне она очень помогла осознать азы приоритетов и не чувствовать вины за то, что я не по уши в детях – а и сама жить хочу))).
Оно ясно, что даже в шестьдесят человек является чьим-то ребёнком. И восьмидесятилетний родитель может иметь желание подсказать. И тут дело не в негодности мнения, а в его подаче. Зачастую привыкшие в течение первых лет пятнадцати жизни своего ребёнка к неоспоримому своему авторитету, родители продолжают своё общение в таком же русле до конца своих дней. Но после пятнадцати, а годам к двадцати так точно, человек уже способен сам познать мир и делать выводы, а в чём-то (о да, реально так!)))) быть даже осведомлённее старшего поколения. И в какой-то момент появляется необходимость изменения модели общения с назидательно-поучительного «родитель-ребёнок» на иную – равноправно-уважительную «взрослый-взрослый», а многие ли меняют? Тут снова вставлю ремарочку о месте, где чётко, ёмко и достаточно кратко описаны разные модели общения – у Михаила Литвака в книге «Психологическое айкидо».
Я задумываюсь о том, что будут говорить мне мои дети… в каких условиях будем жить мы тогда, когда они станут взрослыми. Чего будет хотеться им, будут ли они (вряд ли))) жить по моим правилам… Я не знаю этого, стараясь смиряться уже сегодня, и учить их уже сегодня – жить СВОЕЙ жизнью, искать СВОЁ счастье, принимать СВОИ решения. Я искренне прошу прощения у наших с мужем родителей, что мы не идём их путём, и не оправдываем их ожидания. И сама стараюсь не иметь конкретных ожиданий от своих детей – кроме двух конкретных, чтобы были они успешны и счастливы.
Начинающие родители, с которыми я общаюсь, говорят и об обиде старших – что их якобы даже не слышат взрослые дети… Однако слышат. Не прислушиваются, но это ясно – они берут своё право жить своим умом, в своё удовольствие, своими решениями – и иначе как? Слушать маму и жить по её шаблону – а жизнь одна. Быть счастливым можно только сегодня – второй жизни для себя в таких же условиях прожить не дадут. Ну, по моим данным так точно))). Опыт старших ценен – но применять сегодня то, что было актуально 20-30-40 лет назад… Как-то точно неправильно. Советские реалии, перестроечные – и сегодняшнее общество, погружённое в интернет-технологии – разве одно и то же? Рекомендации по питанию младенцев того времени, когда надо было срочно отрывать мам от детей и отправлять их строить светлое будущее коммунизма и сегодня, когда мамы имеют возможность растить малышей и получать информацию о каких угодно типах питания, имеют время анализировать, изучать, возможность обучаться.  Важность высшего образования в то время, как шанса на благополучное будущее и сегодня - важность развития своих способностей и уникальности. Всё меняется, и наши рецепты успеха явно не будут актуальны нашим детям.
Тема конечно неисчерпаемая – если коснуться ещё и того, что дети порой приходят к родителям совершенно отличающиеся, чтобы научить родителей принимать мир в его многообразии и давать право существовать иным правдам… а ещё и невестки-зятья попадаются уж совершенно неожиданные. Но желание передать именно свой опыт и видеть жизнь детей и внуков исключительно в своём сценарии присутствует, никуда не девается. Тут либо страдать – либо принимать право другого человека быть другим (оно есть, это право, пусть и не все способны это признавать!).  И молодёжи попадаются тёщи-свёкры порой совершенно не с подходящими взглядами – и не отвертишься, нужно учиться находить компромиссы. Есть мнение, что ради этого нас на Землю и присылают – учиться принимать любое проявление всего. Не смиряться, не протестовать, не воинствовать – а принимать, пускай даже не понимая и не одобряя.

В финале этих рассуждений хочу сказать главное – искренне желаю всем умения прощать окружающих за то, что они не соответствуют нашим ожиданиям. Будь это дети или родители, значит, в этом урок и обязанность нашей души – найти возможность жить в благости именно с этими людьми, ведь семья – это точно не просто так, отказаться от неё нельзя. Учиться принимать мир во всём его многообразии и учить этому детей – тот путь, который ведёт к миру и свету, гармонии внутри каждого.
Благодарю всех, кто одолел сей опус). И отдельно – благодарю моих детей, что они дают мне посыл учиться и давать пример тем, кто нуждается в нём. А ещё больше – их бабушек и дедушек, которые нас любят и дают нам право жить свою жизнь!


#мамадзен #осознанноеродительство #ответственность #честность #правовыбора #счастье

Комментариев нет:

Отправить комментарий